Процесс управления производством заключается в поддержании устойчивого режима функционирования системы путём принятия и реализации решений. Под решением понимается выбор способа действия для достижения целей управления, то есть решение является продуктом управленческого труда.
Управление по существу является непрерывным процессом принятия тех или иных решений, имеющих содержательную сторону и организационно-технологическую. Технологический процесс управления представляет собой ряд последовательных операций-этапов, кульминационным пунктом которых является принятие решений.
Совокупность этапов принятия решений образует понятие цикла управления:
1 этап технологии управления — определение цели (получение задания).
2 этап — привлечение и сбор информации для изучения ситуации.
3 этап — подготовка решения путём анализа информации, разработки и сравнения возможных вариантов действия.
4 этап — принятие решения.
5 этап — организация выполнения.
6 этап — контроль по выполнению решения и анализу результатов.
Решение базируется на опыте, является продуктом человеческой деятельности и поэтому несёт в себе субъективное начало. Поэтому решение сочетает технический подход и элементы творчества, искусства.
Управленческое решение должно отвечать ряду требований:
- должно быть своевременным, то есть не запаздывать и не опережать событий;
- полномочным, то есть приниматься руководителем в пределах его прав;
- решение должно быть конструктивным, то есть учитывать ситуацию и интересы системы в целом;
- ясным по форме, лаконичным и не противоречивым.
По степени охвата объекта — общие, частные и локальные (свойственные данному месту).
По временному признаку — стратегические (дальняя перспектива) и тактические (оперативные), связанные с текущей деятельностью.
По функциональному признаку — в соответствии с видами управленческой деятельности (учёт, планирование, оперативное управление и т.д.)
И, наконец, по степени полноты информации различают решения, принимаемые в условиях определённости, в условиях риска (результаты различны, могут быть и нежелательные) и в условиях неопределённости (вероятность исхода неизвестна).
Циклы (этапы) управленческого решения.
1. Определение цели (получение задания), уяснение и формулировка задач.
2. Привлечение (сбор информации).
3. Подготовка решения.
4. Принятие решений.
5. Выполнение принятого решения оформляется в виде приказа, распоряжения, плана, графика или устного указания.
6. Контроль за выполнением решения и регулирование.
Психология принятия и реализации решения.
Принятие и реализация решения определяется не только объективными факторами, но и во многом зависят от факторов субъективных — стиля работы руководителя, его волевых качеств и эмоционального состояния.