С начала истории человечества и до наших дней, одни — организовывают, другие — исполняют; один приказывает, другие подчиняются и реализуют указание на деле.
Столько сколько существует общество, существуют и проблемы управления обществом, прерываемые изменениями общественно-политических формаций, многочисленными революциями и переворотами, и всегда им сопутствовали проблемы управления обществом и его составляющими.
В конце 60-х годов английский публицист, политолог, экономист Сирил Паркинсон в своей книге “Законы Паркинсона” излагает, так называемую “проблему Питера”, которая была подана в своё время в сопровождении мощной рекламы и поразила воображение всех.
Доктор Питер — школьный учитель и психолог, ставший профессором методики преподавания в Южной Калифорнии.
Суть его принципа в следующем: во всякой иерархии каждый служащий имеет тенденцию достигать своего уровня некомпетентности.
Если человек успешно справляется со своими обязанностями, его считают подходящей кандидатурой на выдвижение. После ряда выдвижений он достигает уровня, где обнаруживается его некомпетентность, так как новые обязанности оказываются ему не по силам.
“Компетентность” — обладание знаниями, позволяющими судить о чём либо, высказывать веское, авторитетное мнение.
Как педагог теоретик доктор Питер опирается на К.У.Д (коэффициент умственной деятельности). В школьной системе преподаватель, определив К.У. ученика или студента, не ожидает от него большего, чем предопределено этим показателем. Здесь явная натяжка, так как коэффициент умственной деятельности почти полностью определяется наследственностью и улучшаться не может.
Но сужение пирамиды задерживает служебный рост людей вне зависимости от их компетентности, поэтому эта фигура до определённой степени условна. Важно другое, что у руководителя должно быть определённое количество непосредственно ему подчинённых.
У принципа Питера было множество оппонентов, пожалуй столько же, сколько и приверженцев, но ясно одно, что раз и навсегда установленный предел компетентности — это миф, его нельзя уподоблять коэффициенту умственной деятельности. Если отдельные неудачи и провалы объясняются недостатком ума у исполнителей, то всё же большая часть этих неудач есть следствие непорядочности, лени, трусости, неаккуратности, невнимательности и небрежности.