Оформляя интерьер помещения, мы всегда задумываемся о цвете материалов и предметов обстановки. Цвета влияют на наше самочувствие и восприятие окружающего пространства. Поэтому при подборе цвета стоит полагаться не только на собственную интуицию, но и на проверенные практикой законы теории цвета.
Мы воспринимаем цвета предметов только тогда, когда на них падает свет. Луч света, который кажется белым, преломляется и распадается на цвета естественного спектра. Это явление мы наблюдаем на небе и называем радугой.
При попадании луча на предмет часть цветов спектра поглощается, а оставшаяся отражается от поверхности и воспринимается глазом. Если поверхность предмета отражает все лучи, она кажется белой, а если поглощает их, то черной.
1. Данный феномен был обнаружен и описан знаменитым немецким поэтом И. В. Гете — предложенная им модель цветового круга до сих пор актуальна. В основе цветового круга лежит треугольник, концы которого указывают на три цвета: желтый, красный и синий. Из этих, так называемых основных цветов, которые не могут быть получены путем смешения других красок, можно полу все остальные тона цветов круга (при смешивании в отделенных пропорциях).
2. Так называемые промежуточные цвета первого уровня состоят из двух основных цветов: Оранжевый = желтый + красный. Фиолетовый = красный + синий. Зеленый = желтый + синий.
Данные три цвета образуют в цветовом круге еще один равносторонний треугольник, обращенный в противоположном направлении. При смешивании двух соседних красок получаются новые промежуточные цвета. Чем больше цветов мы смешиваем, тем менее интенсивным получается итоговый цветовой тон. В цветоведении употребляют также другие принципы классификации цветов.
Дополнительные цвета. Каждые два цветовых тона, находящиеся в противоположных точках цветового круга, максимально контрастны по отношению друг другу. Тень, отбрасываемая цветными предметом, всегда окрашена в его дополнительный цвет.
Если при оформлении интерьера вы решили использовать резкие цветовые контрасты, примените их на небольших поверхностях. Сделайте акценты несколькими яркими мазками – например, расставив в комнате разноцветную мебель. Большие контрастные поверхности делают помещение неуютным и могут вызывать беспокойство. |
3. Яркость цветового тона. Эта величина определяет силу воздействия цвета. Например, желтый цвет кажется светлее, чем фиолетовый, и поэтому считается более ярким. Яркие цвета во главе с желтым занимают верхнюю половину цветового круга, а темные во главе с фиолетовым — нижнюю. Старайтесь использовать в одной комнате цвета одинаковой яркости. Хорошо смотрятся вместе темные и яркие оттенки одного цвета. Конечно, и в этом случае допустимо несколько ярких цветовых акцентов.
4. Контраст теплых и холодных цветов. Краски воспринимаются как теплые или холодные. Это зависит от индивидуальных особенностей человека или культурных традиций. Как правило, промежуточные оттенки, состоящие из желтого и красного цветов, считают теплыми, а чистые основные цвета и промежуточные оттенки голубого и зеленого цветов — холодными.
Кроме того, цвета способны оказывать возбуждающее или успокаивающее воздействие на психику человека. Теплые тона действуют возбуждающе, активизируют. Напротив, холодные цвета успокаивают, «охлаждают». Оттенки зеленого цвета — золотая середина между этими двумя крайностями: они не кажутся чересчур холодными, но при этом успокаивают.